воскресенье, 4 марта 2012 г.

Развитие памяти

Еще одна интерестная статья:


Развитие памяти

Если Вы разовьете Вашу зрительную память, то будете легко воспроизводить очень яркие мысленные образы того, что хотите запечатлеть в памяти. Тренировать зрительную память можно везде: по пути в школу, институт или на работу, дома, в транспорте и т.д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека и в течение 3-5 секунд постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить выбранный Вами объект. Закройте глаза и постарайтесь мысленно восстановить изображение этого объекта во всех подробностях. Опять откройте глаза и сравните мысленный образ с оригиналом. И так проделайте несколько раз. Другим способом тренировки зрительной памяти является упражнение со спичками. Бросьте на стол кучкой 4-5 спичек. В течение 2-3 секунд запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 12-14 штук, опять начните с 4-5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Неплохо тренирует зрительную и слуховую память вспоминание событий после просмотра программы новостей. В течение 2-3 минут восстановите в ускоренном темпе цепь событий дня, показанных в программе новостей именно в том порядке, в каком они освещались.

Особенно эффективны для развития памяти мнемонические приемы, умение подбирать адреса к информации в памяти в виде зрительных образов, так как снабжение образующих следов памяти “опознавательными знаками” намного упрощает доступ к ним. На этих приемах основан так называемый метод мест, который заключается в объединении образа предмета, который Вы хотите запомнить с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Например, при подготовке доклада о работе Вашего кружка в текущем году, для того чтобы лучше запомнить различные части предстоящей речи, Вы выбираете свою квартиру и помещаете в почтовый ящик письмо, которое символизирует документы, на основании которых была организована работа, далее, в коридоре, ставите чемодан, символизирующий стоявшие перед Вами задачи, в гостиной, на диване помещаете людей, занимавшихся в кружке, а в секциях стенки - этапы работы и решенные задачи и так далее, пока не будут размещены символы всех частей будущей речи. Теперь, чтобы восстановить план рассуждений, достаточно мысленно пройтись по квартире, как Вы это обычно делаете, и предметы, ассоциированные с каждым уголком квартиры, сами собой всплывут в Вашем уме. Для создания нужных образных ассоциаций (между определенными предметами и определенными уголками квартиры) необходимо затратить некоторое время и приложить некоторые усилия. Для этого заставьте работать свое воображение и мысленно рисуйте предметы из заранее заданного списка в различных местах квартиры, порядок обхода которой всегда один и тот же.

При желании запомнить какую-либо информацию необходимо учитывать, что чем большей предварительной обработке подвергается эта информация, тем надежнее она запоминается. При этом, для того чтобы подвергнуть информацию основательной обработке и закодировать ее для длительного хранения, важно произвести целый ряд мысленных операций: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы, с чем-то сопоставить и сравнить. Например, вместо того, чтобы безучастно взирать на предмет, обратите внимание на то, как Вы этот предмет воспринимаете, и постарайтесь уловить его воздействие на Вас.

Запись информации в памяти и ее извлечение значительно облегчаются при осознанном выборе стимулов и концентрации на них внимания. Лишь постоянно задаваясь вопросом, что именно стоит запомнить и для чего, Вы приучитесь концентрировать внимание на самом важном для Вас и тем самым облегчите запоминание.Работа памяти зависит также и от потребности в ней. Исследования показали, что люди в большинстве своем используют лишь около 10% потенциальных возможностей своего мозга. Поэтому секрет успеха в улучшении памяти, несомненно, кроется в убеждении, что он достижим.

Одними из главных причин плохой работы памяти являются внутреннее беспокойство и страх перед забыванием. У памяти есть парадоксальная особенность: чем больше мы силимся что-то вспомнить, тем больше оно ускользает от нас. Поэтому важно избавиться от беспокойства в случае невозможности вспомнить что-либо сразу - с исчезновением этого беспокойства память будет разблокирована, и Вы сможете вспомнить то, что Вам нужно. Вначале, конечно, необходимо сосредоточить внимание на предмете вспоминания, но как только это станет возможным, нужно расслабиться. Таким образом, если память Вам изменяет, раздражаться бесполезно: нужно, наоборот, расслабиться и поискать визуальные или другие подсказки.

Большое значение для хорошей памяти имеют воссоздание в памяти зрительных образов и образное представление мыслей. Например, чтобы запомнить название станции “Подлипки дачные”, представьте себе, как Вы сидите на даче под липами и наслаждаетесь ароматом этих деревьев. При запоминании имен и лиц, следует найти наиболее броскую черту лица и объединить ее с той вещью, о которой напоминает имя, создав комбинированный образ. Например, фамилию Розов можно связать с розовым цветом лица, фамилию Курчатов - с курчавыми волосами и т.п. Вы можете также воспроизводить в уме то, о чем читаете, что чувствуете носом или на вкус и даже то, что слышите. При этом Вы добьетесь большего успеха, если будете уделять внимание, прежде всего, не сходствам зрительных образов, а их различиям. Возьмите также себе в привычку отыскивать какой-то смысл во всех именах и названиях, которые Вы хотите запомнить.

Для того чтобы лучше запомнить прочитанное, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Прежде всего, перед тем как взяться за чтение, нужно уяснить себе, какую цель Вы преследуете. Обратите внимание на заголовок, подзаголовки (просмотрите оглавление), список литературы и т.п. Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли. Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы. Запоминание будет успешным, если Вы перед чтением сформируете установку на длительность, полноту и прочность запоминания материала.

Во время чтения Вы должны фиксировать в уме то, что считаете важным запомнить. Читая, проявляйте активность, мысленно отмечайте ключевые слова, идеи и образы. Если Вам на ум пришла какая-нибудь ассоциация, прервите чтение и прокомментируйте ее. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и их сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов.

Понимание прочитанного является основой для запоминания. Без понимания смысла информации ее очень трудно запомнить. Поэтому вместо того чтобы просто аккумулировать факты и данные, лучше поразмыслить над ними и постараться их понять. Побуждайте свой ум к динамичной деятельности, задавайте себе вопросы, упорядочивайте то, что почерпнули из чтения, делайте паузы для размышления об основных идеях и творчески пересматривайте все это. Обычно в хорошо написанном тексте в каждом абзаце содержится какая-то отдельная мысль. Запоминать основную идею текста следует путем выявления слов-индикаторов, указывающих на его главную смысловую функцию. Чтобы Ваше чтение было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где и Как?

Для запоминания чисел, встречающихся в тексте, целесообразно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе (например, 0 - тарелка, 1 - копье, 2 - лебедь, 3 - вилы и т.д.). Повторяя число вслух, Вы еще больше облегчите запечатление его в памяти, призвав на помощь еще один канал чувственного восприятия.

Если Вы хотите запомнить только что прочитанное, Вы должны держать его в уме несколько дольше, чем при обычном чтении, чтобы оно успело зафиксироваться в памяти. Окончив чтение, вновь просмотрите текст и оцените места, которые Вас больше всего заинтересовали. Сделайте свои собственные комментарии, если текст или сюжет того стоят, мысленно дополните его и развейте применительно к Вашим личным интересам.

Общие условия успешного запоминания таковы.
1. Материал интересен, осмыслен, предельно ясен, классифицирован.
2. Сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
3. Материал разбит на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем повторений. При этом если Вы можете уделить повторению всего один день, то целесообразно первое повторение провести сразу после окончания чтения, второе - через 20 минут после окончания первого повторения, третье - через 6 часов после окончания второго повторения и четвертое - через 10 часов после окончания третьего повторения (желательно перед сном). При запоминании большого объема материала практически неэффективны, а иногда даже и нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т.п. Если Вы можете уделить повторению несколько дней, то третье повторение проведите через сутки, четвертое - через двое суток, пятое - через четверо суток и т.д. (перерывы между повторениями удваиваются). При этом учтите, что применение логического запоминания экономнее механического (зубрежки) более чем в 20 раз.

Большую помощь в запоминании прочитанного оказывают навыки скорочтения. Навыки скорочтения позволяют сэкономить время на анализ и усвоение необходимого материала, повысить эрудированность, снизить физические и психические усилия при запоминании прочитанного. Они неразрывны с развитием памяти и внимания и основаны на:
1) выработке уверенности в полном понимании и запоминании прочитанного при увеличении скорости чтения;
2) устранении непродуктивных возвратов к прочитанному;
3) устранении проговаривания прочитываемых слов и создании привычки читать без озвучивания;
4) расширении поля одномоментного восприятия текста, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается содержание абзаца и даже целой страницы.
Для приобретения этих навыков используются различные упражнения.


Упражнения для развития внимания


1. Как можно быстрее просмотреть страницу с текстом с одновременным подсчетом в уме количества букв, например, К. По окончании проверить качество усвоения содержания текста и правильность подсчета букв К путем повторного чтения.

2. В течение 5 минут просмотреть газетную страницу и найти в ней максимальное число, записанное словами, три названия профессии, пять фамилий и понять их смысловое значение в контексте прочитанного материала.

3. В течение 2 минут читать два разных текста объемом в 2 страницы попеременно по частям, затрачивая на каждую часть не более 10 секунд. По окончании проверить качество усвоения содержания обоих текстов.

4. Выбрать объект наблюдения и в течение 30 секунд аналитически обследовать его, затем отвести взгляд в сторону и мысленно описать внешние признаки, свойства и любые другие качества этого объекта. Проверить правильность описания путем сравнения с оригиналом.

5. Идя по улице, стараться одним взглядом запечатлеть номера проезжающих машин, рекламную информацию, витрины и т.п.


Упражнения для устранения проговаривания читаемого

1. Читать текст методом скачкообразного перебрасывания взгляда на каждый удар звучащего ритма (музыкального, метронома и т.п.) или на произносимый про себя ритмический счет: “Раз-два, раз-два, раз-два...”. При этом если строки текста содержат до 30 знаков, то взгляд следует фиксировать на начале и конце каждой строки. Если строки содержат более 30 знаков, то взгляд следует бросать на начало, в середину и в конец строки.

2. Читать текст с максимально возможным качеством усвоения и одновременным выстукиванием карандашом по столу ритма, не соответствующего ритмике речи.

3. Читать текст с максимально возможным качеством усвоения, одновременно совершая клевательные движения кистью руки, согнутой в локте под прямым углом и находящейся на весу. При этом скорость движения кисти независима от темпа чтения.

Упражнения для устранения непродуктивного возврата к прочитанному и для расширения поля восприятия


1. Читать текст, перекрывая сверху прочитанные строки листом плотной бумаги, передвигая его со скоростью, слегка превышающую скорость перемещения взгляда от строки к строке.

2. Читать текст, перекрывая его участки вдоль колонок по краям или по середине одной-двумя полосками шириной 0,5-1,5 см. Если под полоской окажется существенная информация, то полоску можно на время отодвигать в сторону.

3. Подготовить таблицы чисел Шульте. Всего используются 8 таблиц. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20 * 20 см с числами от 1 до 25, вписанными в ячейки в произвольном порядке.
Для тренировки используются все 8 таблиц. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. Поиск чисел осуществляется подряд в возрастающей последовательности без пропусков, слегка перемещая взгляд около центральной области по вертикали; горизонтальные движения глаз запрещены. Время поиска на каждой таблице следует довести до 15-25 секунд.

4. Читать текст объемом 50-100 страниц, отводя на чтение одной страницы 15 секунд. Даже если Вы не успеете понять или просто дочитать страницу до конца, все равно переходите к следующей странице по истечении 15 секунд.
Упражнения для повышения качества чтения


1. Подготовить несколько текстов объемом 1-2 страницы каждый. Как можно быстрее (со скоростью 20-30 букв в секунду) обработать один за другим все подготовленные тексты, выявляя главную мысль каждого текста и письменно формулируя ее. Проверить правильность выполнения упражнений путем повторного медленного перечитывания текстов.

2. Подготовить несколько текстов объемом 1-2 страницы каждый. Как можно быстрее (со скоростью 20-30 букв в секунду) обработать один за другим все подготовленные тексты, выявляя второстепенные мысли каждого текста, играющие существенные роли в понимании содержания текста (факты, суждения, определения, которые подтверждают главную мысль, уточняют ее, без которых понимание содержания было бы неполным) и устно формулируя их. Проверить правильность выполнения упражнений путем повторного медленного перечитывания текстов.

3. Во время чтения текста выписывать главные и второстепенные мысли, заключая главные - в овалы, второстепенные - в прямоугольники. По окончании чтения, окинув взглядом полученную структуру, попытаться запомнить содержание текста в этой структуре.

4. Во время чтения выписывать существенные факты, заключая их в прямоугольники и связывая друг с другом прямыми линиями, если они выводятся друг из друга по логике, или доказывают друг друга, или дополняют друг друга, или просто относятся к одной теме; пунктирной линией, если смысловая связь между фактами не очевидна и прослеживается с трудом, либо они вообще не связаны по смыслу; штрих-пунктирной линией, если факты можно ранжировать по весу, количеству, цвету, важности и т.п., либо установить между ними закономерность в возможности рифмования слов, начальных букв слов, количествах букв и т.п. По окончании работы осмотреть полученное изображение структуры текста и попытаться воспринять по ней весь текст.

Тренируйтесь в скорочтении ежедневно по 30-40 минут, желательно в одно и то же время, используя различные функциональные упражнения и постепенно переходя от простых к более сложным. При этом в ходе занятий, во время перерывов, целесообразно применять формулы самовнушения в состоянии полного расслабления (релаксации): “Мне легко читать быстро. Я справляюсь. Я читаю быстро и уверенно. Я легко управляю своим вниманием. Мое внимание подчиняется мне. Я запоминаю легко и уверенно”.

При изучении иностранных языков, каждый раз как Вы услышите новое иностранное слово, старайтесь уловить его правильное произношение и подыскать близкое по звучанию слово Вашего родного языка. Думайте на иностранном языке, даже мысленно произносите только иностранные слова. Старайтесь каждый раз сочинить небольшой рассказик, в котором были бы использованы новые слова. Повторяя слова как можно четче, нужно в то же время зримо представлять их смысл. Визуализация упрощает процедуру перевода, обеспечивая прямой мысленный переход от слов к конкретным образам (или обратно) без промежуточного этапа - перехода от слов одного языка к словам другого. Второй важный момент - селективное (избирательное) внимание. В данном случае внимание концентрируется на значении и структуре фраз. Сравнивайте словесные и грамматические структуры, группируя их по сходству, а также подчеркивая различия. Понимание, анализ, установление ассоциаций и логических связей - вот мысленные операции, гарантирующие долговременное запоминание.

Заниматься изучением иностранного языка нужно регулярно. Лучше понемногу, но ежедневно, чем раз в неделю помногу часов. Изучая язык, необходимо разнообразить форму занятий: чтение, слушание, грамматика и т.д. Читать нужно как можно больше, даже если текст воспринимается плохо, и учить слова непосредственно в контексте, а не по списку. Помните, что изолированное зазубривание иностранных слов - “яд”. Поэтому прорабатывайте целые (смысловые) тексты или куски текстов. Вы всегда должны иметь при себе компактно записанные текущие материалы (слова, правила, тексты) и использовать время, которое обычно безнадежно пропадает (поездки в транспорте, ожидание в очереди и т.п.) для изучения иностранного языка.

Резюмируя все выше сказанное, отметим, что главными средствами, которые помогут улучшить работу памяти, являются:
пауза для сосредоточенности;
расслабление;
активность чувств;
избирательность внимания;
концентрация внимания;
мысленные образы;
комментарии с личными эмоциями и ассоциациями;
поиск вопросов к запоминаемому материалу;
организация запоминаемого материала в соответствии с категориями, принципами, структурами и т.п.; проверка и пересмотр.

И помните, что для хорошей работы памяти нужна умственная активность. Отдых после всякой умственной работы - новая работа, а не безделье.

Источник: http://sovershenstvovanie.narod.ru/pam.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий